Войти в сферу моушн-дизайна в 2024 году сравнительно легко: профессия востребованная, заказов много, а учебной информации полно в открытом доступе. Вот только с чего начать, если вы новичок? Что выбрать: курсы или самообразование? И где искать заказы? Давайте разбираться.
Выбор направления в моушн-дизайне
Для начала нужно понять, что вы умеете лучше всего и какой у вас бэкграунд. Допустим, вы ранее занимались графическим дизайном и с помощью моушена хотите расширить портфель заказов. В этом случае уместнее будет научиться анимировать логотипы и интерфейсы.
Тем, у кого никакого опыта работы с визуальным контентом нет, лучше отталкиваться от своих интересов. Сначала сформируйте в голове видение, с чем именно вы хотите работать. Может быть вам нравится работать с 3D-графикой? Или больше по душе анимировать двухмерных персонажей? Или лучше получается работать с типографикой и шрифтами? Словом, универсального рецепта, какое направление выбрать в моушн-дизайне, не существует. Делайте выбор на основе того, что вас больше увлекает и вдохновляет.
Обучение моушн-дизайну с нуля: с чего начать
Итак, вы новичок и твердо решили погрузиться в профессию. С чего же начать? Прежде всего оговоримся: четкого рецепта на все случаи жизни нет — есть только приблизительный сценарий.
1. Понимание основ
Начните с туториалов и обучающих роликов по работе с базовыми инструментами моушн-дизайнера. И не забудьте про теорию — она станет фундаментом дальнейшего развития:
- Основы графического дизайна. Начните с базовых понятий композиции, цвета, типографики и теории движения;
- Теория анимации. В нее входят 12 принципов анимации, которые помогут создавать более реалистичные и интересные движения.
2. Самообразование
Если вы достаточно усидчивы и дисциплинированы, умеете самостоятельно искать нужную информацию, то можно ограничиться обучающими роликами, учебными пособиями и гайдами с профильных форумов. По крайней мере они помогут освоить азы моушн-дизайна.
3. Практика
В процессе самообучения старайтесь выполнять как можно больше практических задач, а еще лучше — придумайте себе большой сквозной проект и разбейте его на этапы, начиная с простых анимаций и постепенно усложняя задачи.
Ещё один способ набивать руку — копировать работы других, опытных дизайнеров, стараясь наиболее точно их воспроизвести. Изучайте особенности стиля и, если есть возможность, анализируйте, как опытный мастер организует свою работу и ведет проект
4. Развитие насмотренности
В дизайне вообще и анимации в частности очень важен развитый вкус и понимание трендов, то есть собственный визуальный опыт, или насмотренность. Ее нужно развивать с самого начала, чтобы было проще искать новые идеи и избегать ошибок в работе. Поэтому:
- Изучайте как примеры хорошего, так и плохого моушн-дизайна;
- Всегда заимствуйте удачные приемы;
- Старайтесь черпать вдохновение из любых визуальных образов, будь то старая диснеевская анимация, кинематограф, удачные заставки в телепередачах и т.п.;
- Ориентируйтесь на последние тренды в дизайне, обменивайтесь опытом с коммьюнити.
Как выбрать онлайн-курсы по моушн-дизайну с нуля
Если вы считаете, что вам нужны более системные знания, то более оптимальный вариант по сравнению с самообразованием — онлайн-курсы.
И здесь опять-таки следует отталкиваться от своих потребностей. Если необходимо подтянуть знания по Adobe After Effects — выбор за краткими курсами и видеоуроками. Это подойдет тем, у кого уже есть опыт в дизайне, и хочется углубиться в анимацию.
Для совсем новичков, которые хотят вкатиться в профессию с нуля, потребуются шестимесячные или годичные курсы, где вас целиком возьмут на сопровождение и обучат всему с самых азов. Качественные курсы можно опознать по нескольким параметрам:
- Лицензия на образовательную деятельность и официальные документы об образовании (диплом, свидетельство);
- Теория подкрепляется практикой и домашними заданиями;
- Есть проектная работа для портфолио, которую вы выполняете в течение всего обучения и сдаете в качестве дипломной;
- Регулярная обратная связь от экспертов-преподавателей с проверкой домашних заданий и помощью в сложных ситуациях;
- Помощь с трудоустройством или по крайней мере поиском первых заказов.
Для тех, кто пока не определился, нужно ли ему платное обучение, рекомендуем обратить на бесплатные онлайн-курсы по моушн-дизайну для начинающих. На таких платформах, как Udemy, Coursera, Domestika и прочих, они есть всегда. Кроме того, многие онлайн-школы делают пробные вводные уроки, которые помогают понять, подходит вам обучение или нет
Вузы, в которых учат моушн-дизайну
В России всего несколько университетов, где прицельно учат моушн-дизайну и анимации. Поэтому проще поступить на направление Графического дизайна, цифрового дизайна или дизайна мультимедиа. Здесь, как правило, есть семинары и по анимации.
Обучение длится четыре года по программе бакалавриата и в среднем будет стоить от 100 до 150 тысяч в год. Поступление проводится на основании результатов ЕГЭ (русский язык, математика, обществознание, либо история), а также творческого конкурса (композиция, рисунок).
Тем не менее, вот вузы, в которых есть специальность по моушн-дизайну:
- Институт бизнеса и дизайна (Москва);
- Школа дизайна НИУ ВШЭ.
В целом, вариант с обучением моушн-дизайну в вузе лучше всего подойдет выпускникам школ, которые получают первое профессиональное образование.
Необходимые программы для моушн-дизайна
Разумеется, программ для моушн-дизайна великое множество и все их перечислять не имеет смысла, но новичку на первых порах сгодится этот набор:
1. Adobe After Effects
Это основной инструмент для моушн-дизайна и, можно сказать, стандарт в индустрии. С него и следует начинать изучение. Недостатки у программы также имеются — например, дорогая лицензия. Однако вменяемых альтернатив, увы, немного. Навскидку можно назвать Wondershare Filmora, но и она относится к условно-бесплатным.
2. Cinema 4D
Второй по значимости инструмент моушн-дизайнера. Его непременно стоит освоить, если интересует 3D-анимация. При этом обязательно научитесь пользоваться плагинами, чтобы упростить себе рутинные задачи.
3. Blender
Бесплатная альтернатива Cinema 4D, которая также имеет широкий функционал для 3D-анимации и в ряде случаев удобнее в работе. Например, у Blender субъективно более удобный интерфейс и есть немало полезных фич, вроде возможности рендерить текстуры и наложенные эффекты в реальном времени.
4. Figma
Отличный инструмент, если нужно отрисовывать макеты интерфейсов или отдельные элементы. Однозначно подойдет тем, кто планирует заниматься моушеном в игровой индустрии или разработке.
5. Vectornator
Приложение для iPad, в котором можно создавать векторную графику. Годится, чтобы рисовать что-то от руки или чертить. Для Windows есть свои альтернативы, в том числе и бесплатные, например, Font Candy или Affinity Designer. Также, разумеется, для отрисовки векторных элементов подойдет всем известный Corel Draw.
6. Adobe Photoshop
Не можем не упомянуть альфа и омега графического дизайна. Фотошоп пригодится, если требуется поправить фото, сверстать макет, создать какую-либо иллюстрацию или простенький анимационный ролик. Разумеется, функционал у программы не такой обширный, как у After Effects, но ее вполне можно применять как подсобный инструмент.
Как составить портфолио начинающему моушн-дизайнеру
Протфолио в моушн-дизайне представляет собой шоурил (showreel), то есть нарезку видеофрагментов примерно на 2 минуты под какую-нибудь ритмичную музыку с выполненными работами. Это своего рода демо-ролик, где вы сможете продемонстрировать, что умеете и какие навыки успели освоить.
Поэтому ни в коем случае не удаляйте никакие свои учебные работы — все они впоследствии пригодятся для шоурила. При этом постарайтесь расположить их в хронологическом порядке, чтобы показать прогрессирование в том или ином скилле.
Впрочем, не обязательно включать буквально все свои наработки. Повторимся, шоурил должен быть коротким и неутомительным, поэтому лучше подобрать самые привлекательные на ваш взгляд.
Также помимо финальной работы, в портфолио можно показать процесс создания каждого проекта. В резюме можно рассказать, с какими задачами вы сталкивались, какие инструменты использовали и как решали проблемы.
Ещё лучше будет, если у вас есть готовый персональный проект. В нем вы сможете:
- Разработать концепты, начиная с идеи и заканчивая ее реализацией. Это могут быть вымышленные рекламные ролики, музыкальные клипы, анимация для приложений и т.д.;
- Поработать с брифами. Их можно полностью придумать, или найти готовые варианты для вымышленного проекта.
Также портфолио моушн-дизайнера должно:
- Быть внятным и показывать весь диапазон ваших умений;
- Содержать наиболее качественные ваши работы, без халтуры;
- Демонстрировать, какие задачи вы готовы выполнять в будущем;
- Включать в себя только готовые и полностью завершенные проекты.
Где начинающему моушн-дизайнеру брать первые заказы
Для новичков основной вариант, где брать заказы, это биржи фриланса:
- freelance.ru — крупнейший ресурс для фрилансеров;
- FL.ru;
- Хабр.Фриланс;
- http://jobs.motionographer.com (специализированная международная биржа для моушн-дизайнеров);
- www.designcrowd.com/.
Также есть свои тематические группы и каналы в Телеграм, например, Motion designer hunter.
В целом, при выборе заказов лучше идти поступательно: начинать с мелких, постепенно переключаясь на более сложные, комплексные задачи. При этом советуем с самого начала ориентироваться на поиск постоянных заказчиков, с кем можно будет поддерживать долгосрочное сотрудничество. Так вы не будете распылять усилия, да и риск нарваться на недобросовестных заказчиков тоже уменьшится.
Итог. Базовые советы новичку в моушн-дизайне
- Практика. Только регулярно оттачивая навыки и набивая руку, можно дойти до совершенства. Любая книга, или изученный туториал на Youtube должны сопровождаться практической работой;
- Только реальные цели. Бессмысленно мечтать о выходе на доход в 150 тысяч на старте, без должных навыков и успешных работ в портфолио. Вместо того, чтобы ставить себе высокую планку на старте, больше экспериментируйте;
- Любопытство. Новичку не зазорно задавать вопросы и просить советов у более опытных коллег. И чем более открытыми к ним вы будете, чем больше будете стараться узнавать — тем быстрее сможете прогрессировать. Есть риск наткнуться на токсичность в коммьюнити, но к нему нужно быть готовым и не принимать близко к сердцу;
- Английский язык. Знание первого международного языка общения очень и очень вам пригодится в процессе обучения. Лучше вовсе удалять русификатор из программ и пользоваться оригинальными версиями. Именно на западе задаются тренды в дизайне и здесь наиболее крупное сообщество дизайнеров. Кроме того, практически вся дизайнерская терминология состоит из англицизмов, которые вам помогут в работе;
- Честность перед собой и клиентами. Для новичка крайне важно уяснить, что он многого пока не знает и не умеет (но обязательно научится). Поэтому лучше начинать с несложных заказов, которые вы точно осилите. Не старайтесь вписаться сразу в какой-то крупный проект, если только у вас не будет в нем адекватных наставников. Впоследствии, шаг за шагом вы придете и к чему-то более масштабному, и сможете выполнять больший объем работы.
- Организованность. Важная и абсолютно необходимая составляющая работы фрилансера — тайм-менеджмент. Научитесь с самого начала планировать и распределять рабочее время таким образом, чтобы всегда успевать к дедлайну.