Предугадывать настроения аудитории — важная задача бизнеса. От успеха этого направления зависит прибыль, а нередко и само существование компании. С этой целью нужно отслеживать тренды, а эту задачу лучше поручить отдельному подготовленному специалисту.
Описание профессии
Тренд-вотчер (от англ. trand watcher — «наблюдающий за трендами») — это специалист, чья основная задача отслеживать новые модные и популярные течения в самых разных сферах деятельности: дизайне, моде, общественной жизни, политике, науке и т.д.
Профессия, несмотря на свое необычное название, весьма востребована в крупных компаниях, которым нужно держать руку на пульсе и постоянно менять свою маркетинговую и экономическую стратегию. По-другому специалиста можно назвать аналитиком трендов или даже специалистом по планированию.
Так или иначе, основная задача тренд-вотчера заключается в том, чтобы вовремя уловить изменения в предпочтениях клиентов и общей обстановке на рынке, сделать верный прогноз и задать новый вектор развития.
Что делает тренд-вотчер
-
Анализирует рынок и продукты конкурентов;
-
Проводит анализ трендов в интернете с использованием специальных инструментов (Wordstat, «Медиалогии», Google Trends и других);
-
Ищет признаки зарождения новых трендов и популярных направлений;
-
Организует маркетинговые исследования на основе гипотез;
-
Составляет карту трендов — положительных сигналов, полученных в ходе исследований;
-
Проводит соцопросы и выясняет потребности потенциальной аудитории;
-
Составляет аналитические отчеты с описанием возможных сценариев развития продукта или направления.
Что делает работу тренд-вотчера особенно ценной: он умеет предугадать, как и куда развернется внимание аудитории, как привлечь новых клиентов, насколько длительными и устойчивыми будут новые тренды, подскажет, как с ними работать, чтобы получить прибыль.
Профессиональные навыки и знания
Тренд-вотчер должен отлично ориентироваться в продуктах и в целом сфере деятельности компании. Однако ещё важнее — знание социальной психологии, поведенческих особенностей аудитории. Отсюда третий не менее важный навык — умение отслеживать и считывать поведение людей: на что они обращают внимание, что для них важно и что они обсуждают в данный момент, как общаются и т.д.
Соответственно, тренд-вотчер должен владеть определенными инструментами аналитики, уметь строить гипотезы и проверять их на соответствие. Иными словами, здесь важно сильное прогностическое и проектное мышление.
Где выучиться на тренд-вотчера
В российских вузах нет отдельной специальности, где бы обучали трендвотчингу (самой профессии по сути не существует). Однако начать стоит с изучения рекламы и маркетинга. Весьма ценится подготовка в области социологии, поскольку именно социологов учат методикам отслеживания социальных настроений.
Если у вас иное профильное образование, то целесообразнее всего пройти переподготовку в области маркетинга и разобраться, как в целом устроены механизмы продвижения и развития брендов, как искать и работать с целевой аудиторией и т.д.
![Программа обучения](https://upload-ca0451ed212bdd32f8d9e1cd64bf8c77.hb.bizmrg.com/resize_cache/164628/914e8f2249a4317a8bbf721a018ef400/iblock/1ed/1edd7ae04a1c4918445bb413e78795f7/0238a1b5e5ee682381b41b4a2e7929aa.png)
![Программа обучения](https://upload-ca0451ed212bdd32f8d9e1cd64bf8c77.hb.bizmrg.com/resize_cache/145389/914e8f2249a4317a8bbf721a018ef400/iblock/02e/02eb9cb15263f3c163e3e7b93b1fd6ed/6a4ba954e79a54caab77d15301b269fc.png)
![Программа обучения](https://upload-ca0451ed212bdd32f8d9e1cd64bf8c77.hb.bizmrg.com/resize_cache/8232/914e8f2249a4317a8bbf721a018ef400/iblock/da6/da6196cfff45f3d277eb9c25391f9a3b/ad940384a95e2fee62d95dab8f890d8a.png)
Зарплата тренд-вотчеров в 2024 году
Заработок специалиста примерно соответствует таковому у штатного маркетолога: в Москве он колеблется в районе 150000 рублей, в провинции — около 80000 рублей в месяц.
Тем не менее, системная аналитическая работа подразумевает, что тренд-вотчер с успешным опытом и репутацией способен рассчитывать и на более высокий гонорар.
Плюсы и минусы профессии тренд-вотчера
Плюсы:
-
Востребованность;
-
Интересная аналитическая работа;
-
Высокая зарплата при наличии опыта;
-
Возможность работать на себя.
Минусы:
-
Ответственность и репутационные риски при ошибках;
-
Ненормированный рабочий день;
-
Длительное обучение;
-
Мало обучающих курсов;
-
Требуется опыт.