Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 30.10.2018 Обновлено 10.10.2024
Главная картинка статьи Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.

Чем занимаются монтеры пути?

Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.

Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.

Суть обязанностей монтера пути:

  1. замена рельс и шпал;
  2. перешивка путей;
  3. обточка рельс;
  4. выправка шпал;
  5. регулировка стрелочных механизмов;
  6. подгонка профилей стрелочных переводов;
  7. исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
  8. сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.

При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.

При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.

Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Институт прикладной автоматизации и программирования
Дистанционная

Техническая эксплуатация и технология ремонта зданий и сооружений

40 часов
25 000 ₽
Программа обучения
АНО дополнительного профессионального образования Строительный учебный центр "Основа"
Дистанционная

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

72 часа
3 500 ₽
3 100 ₽
Программа обучения
Академия Профессионального Образования Кадров
Дистанционная

Строительный контроль

576 часов
50 690 ₽
от 39 990 ₽
Программа обучения
Национальная академия современных технологий

Безопасность строительства и качество устройства железнодорожных и трамвайных путей

72 часа
6 300 ₽

Требования к квалификации монтеров пути

Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на такую работу идут в основном молодые мужчины.

При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.

Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.

Где пройти обучение на монтёра пути

В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.

Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.

Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС

Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС

Источник: itim2101/freepik; KEDU.ru

В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.

  • Монтер пути 2 разряда - Наименее квалифицированный специалист. Производит только прикладные вспомогательные операции.
  • Монтер пути 3 разряда - Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.
  • Монтер пути 4 разряда - Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
  • Монтер пути 5 разряда - Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.
  • Монтер пути 6 разряда - Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.

 Зарплата путейца в 2024 году

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 55 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Минусы и плюсы профессии Монтера пути

Плюсы Минусы
официальное трудоустройство низкая оплата труда на начальном этапе
востребованность на рынке труда физически тяжелая работа на открытом воздухе
возможность карьерного рост ограничения по здоровью
можно трудоустроиться без соответствующей квалификации риск несчастных случаев и травм
Видео
Вопрос — ответ
Что такое путь на железной дороге?

Чем занимается монтер пути?

Какими навыками должен обладать монтер пути?

Какое образование нужно для работы монтером пути?
Комментарии
Всего
4
2024-10-10T17:24:14+05:00
Я начал работать монтером пути после школы и сразу понял, что эта работа не для слабаков. Нужно быть физически крепким, уметь работать с тяжелым инструментом и в любую погоду. Но это также и очень интересно. Ты узнаешь много нового о железнодорожном транспорте, о технологиях укладки и ремонта пути. И чувствуешь настоящую гордость за свою работу!
2024-03-31T09:12:00+05:00
Несмотря на то, что работа тяжелая, здесь всегда царит какая-то особая атмосфера, особенно в коллективе. Вместе проходим через все трудности, поддерживаем друг друга. Это, пожалуй, одно из самых ценных в работе.
2024-03-27T09:11:19+05:00
Да уж, работа монтером пути требует отличной физической формы. Каждый раз после смены чувствую, как все мышцы просто горят. Но это часть работы, без этого не обойтись
2023-08-02T15:00:05+05:00
три раза хаха. Где вы такие зарплаты у путейцев видели? Сам подрабатывал по студенчеству и платили мне в лучшем случае двадцатку потому что расчет был по дням и объему работы. И идут на такую работу в основном бичуганы и алкаши
Читайте также
Все статьи