Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
Электропоезд (или в простонародье - электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Источник: kedu.ru
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
- Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
- Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
- Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
- Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
- Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда
В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.
По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.
Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.
- Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;
- Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;
- Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.
- Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.
Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.
Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.
Что должен знать помощник машиниста электропоезда:
- слесарное дело и основы электротехники;
- правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;
- правила сцепки/расцепки вагонов;
- путевые знаки и сигналы на железной дороге;
- инструкцию по движению поездов (ИДП);
- инструкцию по сигнализации (ИПС);
- график движения поездов по маршруту следования.
Где выучиться на машиниста электропоезда
В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.
Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.
Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:
- пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);
- пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;
- пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.
На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.
Сколько получают помощники машиниста электропоезда
Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.
Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда
Плюсы | Минусы |
|
|