Пилот: все о профессии

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 14.01.2019 Обновлено 23.05.2025
экипаж авиалайнера фото
Источник фото HelloDavidPradoPerucha/freepik

Профессия пилота всегда воспринималась как работа для романтиков. Еще со времен СССР многие мальчики хотели узнать, как стать пилотом самолета и получить их униформу.

Профессия привлекает возможностью путешествовать, престижем и высоким заработком, но за этим кроется большая ответственность и тяжелый труд.

Особенности профессии 

Управлять воздушными судами стали с начала XX века. Нужна была храбрость, чтобы осваивать неустойчивые летающие машины, совершать первые перелеты между континентами, рисковать жизнью из-за несовершенства конструкции воздушных судов того времени.

Летательные аппараты постепенно совершенствовались, а обучение на пилота становилось более сложным — опыт первых летчиков оформлялся в учебники по воздухоплаванию, наставления, правила и предписания.

Полет стал работой, весь романтизм профессии угас.

Профессия летчика неоднородна — у всех разные должностные обязанности, специализация и назначение. Одни водят транспортные самолеты, другие управляют исключительно вертолетами, третьи – истребителями и бомбардировщиками, четвертые – перевозят пассажиров по международным маршрутам.

Профессия пилота в России считается мужской. Женщины, прошедшие обучение на пилота гражданской авиации, встречаются крайне редко. Но таких ограничений на эту профессию не существует.

Направления профессии пилота

Профессия  включает в себя несколько направлений, каждое из которых требует специальных навыков и подготовки. Основные направления включают:

  • Гражданская авиация – пилоты пассажирских авиалайнеров, обеспечивающие перевозку людей на внутренних и международных рейсах.
  • Коммерческая авиация – пилоты, выполняющие грузовые перевозки, чартерные рейсы, санитарные и сельскохозяйственные полеты.
  • Военная авиация – пилоты, служащие в вооруженных силах, управляющие боевыми и транспортными самолетами.
  • Частная авиация – пилоты, работающие на бизнес-джетах или частных самолетах, часто обслуживают владельцев и VIP-клиентов.
  • Летчики-испытатели – специалисты, испытывающие новые модели самолетов и авиационное оборудование.
  • Инструкторы – пилоты, обучающие студентов в летных школах и симуляторах.

Каждое из этих направлений требует высокой ответственности, отличной подготовки и строгого соблюдения стандартов безопасности.

Как стать пилотом самолета в гражданской авиации

Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Но такие специалисты получают наименьший доход.

Категории гражданских пилотов

Гражданская авиация привлекает карьерными перспективами, высокой зарплатой и возможностью путешествовать. Но получить профессию гражданского пилота непросто.

Во-первых, требуется отучиться в летном училище. Только в этом случае можно рассчитывать на работу в крупной авиакомпании. Во-вторых, получить летную лицензию международного образца. По ним все гражданские пилоты делятся на три большие категории:

  1. PPL. Эта лицензия выдается частным летчикам, управляющими одномоторными самолетами. Таких же пилотов платно готовят частные авиашколы;
  2. CPL. Лицензия для коммерческих пилотов, которые управляют легкими воздушными судами. Они имеют право перевозить пассажиров, доставлять небольшие грузы, участвовать в тренировках парашютистов;
  3. ATPL. Лицензия для линейных пилотов. Ее стремятся получить все гражданские летчики — с этой лицензией можно водить многотонные пассажирские лайнеры даже по международным маршрутам.

Третий тип лицензии требуется авиакомпаниям при приеме на работу. Есть частные перевозчики, которым подходит лицензия CPL. В России такие летчики водят самолеты Ан-2 или сходные по габаритам иностранные аналоги.

Обучение в летном училище предполагает изучение теории и многочасовую практику на специальных тренажерах. Главное для пилота – это количество налетанного времени. Выпускник по нормативам должен налетать не менее 150 часов.

Но даже с лицензией ATPL нужно пройти дополнительные курсы, чтобы переучиться на определенную марку авиалайнера. Курсы всегда платные, проводятся за счет авиакомпании, а деньги на обучение пилот выплачивает путем удержаний из зарплаты.

Перед поступлением в вуз на пилота гражданской авиации нужно сдать медицинскую комиссию. Можно не получить лицензию, если выпускные тесты написаны безукоризненно, но со здоровьем были небольшие проблемы. Медосмотры — норма в профессии пилота, так как их проходят перед каждым вылетом.

Пилот гражданской авиации, закончивший обучение в России, должен знать авиационный английский язык на высоком уровне — это обязательно для получения команд от диспетчерских служб.

Личностные компетенции

Желающих выучиться на пилота всегда много, поэтому отбор на пилота очень строгий. Пилот гражданской авиации после вуза или ссуза должен иметь:
  • Отличное здоровье. Особенно это касается вестибулярного аппарата, зрения, моторики рук, мышечной реакции и сердечно-сосудистой системы.
  • Моральная стойкость и психическая стабильность;
  • Быстрая реакция, умение просчитывать действия и работать в чрезвычайной ситуации;
  • Высокий уровень интеллекта и аналитическое мышление.

Важнейшими качествами являются ответственность и дисциплинированность,  необходимые для строгого соблюдения инструкций и протоколов.

Командная работа и коммуникабельность помогают эффективно взаимодействовать с экипажем и диспетчерами, особенно в условиях перегрузки или экстренных ситуаций. Эти качества формируют надежного и профессионального пилота, готового к работе в любых условиях.

Тестирование по авиационному английскому языку

TELLCAP – тест по авиационному английскому языку по Шкале ИКАО, предназначен для пилотов и диспетчеров гражданской авиации. Обучение строится с использованием специфической авиационной терминологии.

Пилот гражданской авиации, окончивший вуз, должен знать английский язык 4 уровня по шкале ИКАО.

Во время занятий изучается не только авиационная терминология, но и фразеология ведения радиообмена на английском языке, грамматика, навыки понимания на слух авиационной информации, прослушивание авиационных текстов на английском языке и отработка навыков устной речи. Подготовка к сдаче теста TELLCAP и пробный экзамен включены курс обучения.

Тест на уровень английского TELLCAP можно сдать очно в городах:

  • Москва;
  • Сургут;
  • Ульяновск.

Какие вузы выпускают пилотов гражданской авиации

Пилот — востребованная профессия, поэтому часто за новыми специалистами приходят представители компаний, чтобы взять отличившихся студентов.

7 лучших вузов для обучения на пилота гражданской авиации в России:

Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России

Где могут трудиться летчики:

  1. Воинские части;
  2. Частные и государственные авиакомпании;
  3. Пожарная охрана и спасательная служба;
  4. Полиция;
  5. Транспортные компании (перевозка грузов).

После вуза пилот гражданской авиации, начинает карьеру с должности второго пилота. Перейти на должность командира воздушного судна (КВС) можно только после 1,5 тысячи часов полета и сдачи квалификационного экзамена.

Карьера зависит только от амбиций пилота. Можно до пенсии оставаться командиром воздушного судна. Некоторые специалисты работают пилотами-инструкторами, руководителями полетов или занимают управленческую должность.

Зарплата пилотов в России зависит от авиакомпании, стажа и других факторов. Больший оклад у линейных летчиков, особенно на международных направлениях. Наименьшая зарплата у пилотов в России, выполняющих рейсы по внутренним направлениям. Чаще этим занимаются молодые специалисты, не имеющие достаточного рабочего стажа.

Наибольшая зарплата пилота в России по данным интернет-сервисов по поиску сотрудников:

  • Командир воздушных судов (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 650 000 рублей.
  • Второй пилот ВС (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 270000 рублей.
Нижний порог зарплаты пилота гражданской авиации после обучения в вузе России не установлен, так как он зависит от множества факторов.

Плюсы и минусы профессии пилота

Плюсы Минусы
высокая зарплата высокий порог вхождения в профессию, дорогостоящее обучение
интересная профессия крайне высокие требования к здоровью и физическому состоянию
льготы и карьерные перспективы большая ответственность
  опасная работа, требующая внимания
Вопрос — ответ
Какие этапы обучения необходимо пройти, чтобы стать пилотом самолета?

Какие этапы обучения необходимо пройти, чтобы стать пилотом самолета?

Какую медицинскую комиссию необходимо пройти для получения лицензии пилота?
Комментарии
Всего
5
2025-05-23T00:00:00+05:00
Работаешь – и мир видишь! Не офисная рутина, а каждый день что-то новое!
2025-04-18T00:00:00+05:00
Летать – это детская мечта! Если есть возможность, обязательно пробуйте, профессия невероятная!
2025-03-26T14:48:06+05:00
Обучение просто космос по деньгам. Не у всех есть такие возможности
2018-12-24T13:56:00+05:00
Интереснейшая профессия, очень романтично, но и очень опасна.
2018-11-15T14:31:00+05:00
Огромная ответственность, но и при этом работа, которая захватывает дух.
Читайте также
Все статьи