Федеральный проект Профессионалитет 2024 — новый вид образования?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 15.11.2023
Главная картинка статьи Федеральный проект Профессионалитет 2024 — новый вид образования?
Designed by yanalya/freepik

В России не хватает рабочих рук, а промышленникам постоянно нужны квалифицированные кадры — эта проблема становится все острее с каждым годом. И вот для её решения на свет появилась новая форма обучения под названием профессионалитет. Что это такое и в чем замысел государства?

Смысл программы «Профессионалитет»

Федеральный проект «Профессионалитет» появился в 2022 году в качестве экспериментальной модели профессионального образования.

По сути в рамках профессионалитета предлагается новая модель СПО и частично высшего образования для выпускников 9 и 11 классов, которые поступают в колледж для освоения рабочих специальностей. В Постановлении Правительства РФ от 16 марта 2022 г. №387 сказано, что профессионалитет предназначен для «развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики».

Иными словами, смысл программы «Профессионалитет» заключается в подготовке конкретных кадров, в которых в данный момент нуждаются производственные предприятия. Студентов колледжей учат не абстрактным профессиям токаря или слесаря, а готовят под те задачи, которые решает предприятие.

По задумке Правительства профессионалитет в будущем должен стать особым видом СПО с гарантированным трудоустройством, чем и призван поднять престиж рабочих профессий, в особенности дефицитных и наиболее востребованных на рынке труда.

По этой причине решено сократить и сроки подготовки специалистов: в настоящий момент в колледжах после 9 класса учат 4 года, а после 11 класса — 3 года. Участникам проекта «Профессионалитет» предстоит учиться 2 года на рабочую профессию и 3 года на более технологичную.

При этом, повторимся, в 2024 году профессионалитет является экспериментальным форматом: участие в нем добровольно, а участвуют в нем далеко не все учреждения СПО.

Цель проекта Задачи проекта
Развитие образовательно-производственных кластеров Интеграция образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики
Подготовка кадров под конкретные задачи предприятий Готовность выпускников к решению специфических производственных задач
Сокращение сроков подготовки специалистов Обучение на рабочую профессию за 2 года и на более технологичную за 3 года 
Повышение престижа рабочих профессий Гарантированное трудоустройство и акцент на дефицитных и востребованных специальностях

Направления «Профессионалитета»

Замысел всей затеи в том, что участвовать в проекте могут не только колледжи, техникумы, готовящие рабочие кадры, или вузы, готовящие инженеров, но и ключевые игроки рынка. То есть промышленники. Развивать планируется определенные кластеры производства, поэтому в числе участников могут быть:

  • Воркшопы (частные мастерские), чей профиль укладывается в рамки кластера. Например, металлообработка;
  • Крупные работодатели (заводы, фабрики, производственные комбинаты). Они могут выбирать такой уровень участия, который считают нужным, например, выделить нужное количество вакантных мест и полностью оплатить обучение студентов в выбранном колледже, или создать собственную учебную базу и набрать состав преподавателей.

При этом на 2024 год правительство определило несколько производственных направлений для профессионалитета, которые более всего нуждаются в кадрах:

  1. Фармацевтика;
  2. Железнодорожный транспорт;
  3. Горнодобывающее производство;
  4. Нефтегазовая промышленность;
  5. Металлургия и металлообработка;
  6. Сельское хозяйство;
  7. Атомная промышленность;
  8. Машиностроение;
  9. Химическая промышленность;
  10. Легкая промышленность.
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная

Педагог дополнительного образования (ИЗО и ДПИ) + Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства

6120 часов
22 000 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Педагогическая деятельность тренера-преподавателя

558 часов
9 800 ₽
Программа обучения
АНО ДПО Академия непрерывного образования
Дистанционная

Педагог дополнительного образования, дистанционная программа обучения

264 часа
9 000 ₽
6 000 ₽
Программа обучения
Центр обучения Союз
Очная

Курс Основы компьютерной грамотности

40 часов
10 500 ₽

Кто может поучаствовать в профессионалитете

Согласно Постановлению, такая форма обучения предназначена в первую очередь для вчерашних девяти и одиннадцатиклассников, желающих получить рабочую специальность. Тем не менее, ею могут воспользоваться и абитуриенты некоторых вузов, которые готовят технические кадры.

Что касается преподавательского состава, то стать наставником в рамках профессионалитета могут:

  1. Преподаватели СПО и вузов;
  2. Мастера и технологи производства;
  3. Педагоги-воспитатели;
  4. Специалисты по менеджменту в сфере образования;
  5. Психологи.

При этом тем, кто претендует на позицию преподавателя, потребуется пройти свое дополнительное обучение в рамках проекта «Профессионалитет». На курсах повышения квалификации им предстоит изучить, в частности, методологию составления учебных планов под задачи экономики и рынков в условиях дефицита кадров.

Иными словами, модернизации подвергнется вся система профессионального образования рабочих кадров, включая и подходы к преподаванию.

Список колледжей и техникумов, где есть «Профессионалитет» по состоянию на 2024 год

  1. Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева;
  2. Корочанский сельскохозяйственный техникум;
  3. Первоуральский металлургический колледж;
  4. Каменск-Уральский политехнический колледж;
  5. Дальневосточный судостроительный колледж;
  6. Якутский сельскохозяйственный техникум;
  7. Анапский сельскохозяйственный техникум;
  8. Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова;
  9. Тулунский аграрный техникум;
  10. Пермский агропромышленный техникум;
  11. Кузнецкий индустриальный техникум;
  12. Челябинский механико-технологический техникум;
  13. Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова;
  14. Ульяновский авиационный колледж-Межрегиональный центр компетенций;
  15. Уфимский машиностроительный колледж;
  16. Сергиево-Посадский колледж;
  17. Озерский технический колледж;
  18. Уссурийский агропромышленный колледж;
  19. Поволжский государственный колледж;
  20. Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина;
  21. Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина;
  22. Щекинский политехнический колледж;
  23. Электромашиностроительный колледж;
  24. Подмосковный колледж «Энергия»;
  25. Череповецкий технологический колледж;
  26. Калужский технический колледж;
  27. Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского;
  28. Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий;
  29. Петрозаводский автотранспортный техникум;
  30. Курский монтажный техникум;
  31. Липецкий металлургический колледж;
  32. Ладожский многопрофильный техникум;
  33. Камчатский политехнический техникум;
  34. Елабужский политехнический колледж;
  35. Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре;
  36. Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
  37. Алтайская академия гостеприимства;
  38. Нижегородский автомеханический техникум;
  39. Энгельсский промышленно-экономический колледж;
  40. Орский технический техникум имени А.И. Стеценко;
  41. Томский аграрный колледж;
  42. Томский техникум железнодорожного транспорта;
  43. Тобольский медицинский колледж;
  44. Многопрофильный колледж Тюменского индустриального института;
  45. Кингисеппский колледж технологии и сервиса;
  46. Новотроицкий политехнический колледж;
  47. Волжский политехнический техникум;
  48. Рязанский колледж электроники;
  49. Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова;
  50. Горно-технологический техникум г. Ясного Оренбургской области;
  51. Северный колледж;
  52. Череповецкий химико-технологический колледж;
  53. Узловский машиностроительный колледж;
  54. Шуйский многопрофильный колледж.

Вузы, где введен профессионалитет на 2024 год

  1. Калининградский государственный технический университет;
  2. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова;
  3. Ставропольский государственный аграрный университет;
  4. Ростовский государственный университет путей сообщения;
  5. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова;
  6. Волгоградский государственный аграрный университет;
  7. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I в г. Ярославле;
  8. Уральский государственный университет путей сообщения г. Перми;
  9. Самарский государственный университет путей сообщения;
  10. Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина;
  11. Дальневосточный государственный университет путей сообщения в г. Тынде;
  12. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
  13. Пензенский государственный аграрный университет;
  14. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
  15. Иркутский государственный университет путей сообщения;
  16. Омский государственный университет путей сообщения;
  17. Нижегородский государственный инженерно-экономический университет;
  18. Ивановский государственный политехнический университет.

Как поступить на «Профессионалитет»

Правила поступления на профессионалитет абсолютно идентичны тем, что существуют сейчас при приеме в колледж: приемная комиссия осуществляет набор на конкурсной основе и отдает приоритет тем кандидатам, у которых выше балл в аттестате по профильным предметам.

Сколько человек пойдет учиться по программе профессионалитета, зависит от количества выделенных мест. Как и для обычных бюджетных мест в колледжах, действует квота на целевое обучение.

Процесс поступления на Профессионалитет.png
Источник: kedu.ru

Заменит ли профессионалитет традиционную систему СПО в колледжах?

За и против этого эксперимента уже высказалось немало экспертов в области образования. Ключевое возражение таково: сокращенная программа в 2—3 года не даст системной образования, и на выходе получатся специалисты с ограниченным кругозором и минимальными знаниями. Аргумент за сокращение срока учебы прост: в колледжах слишком много ненужных предметов, на которые студенты зачем-то тратят первый курс, хотя могли бы уже проходить свою первую производственную практику и присматривать место трудоустройства.

Кроме того, высказывались опасения, что профессионалитет закроет путь к высшему образованию для выпускников учреждений СПО. Хотя в сущности это то же среднее профессиональное, просто в другом формате. Легитимных препятствий дальнейшей «вышке» тут нет.

Так или иначе, профессионалитет — это пока эксперимент, а властям в течение ближайших лет предстоит оценить его результаты.


Вопрос — ответ
Сколько продлится проект Профессионалитет?

Что такое профессионалитет?

Чем профессионалитет отличается от обычной учебы?

Какие возможности дает профессионалитет студенту?
Комментарии
Всего
6
2024-04-03T15:44:00+05:00
Сомневаюсь, что ускоренное обучение способно подготовить полноценных специалистов, есть риск получить "сырых" работников.
2023-11-28T10:08:17+05:00
Че все так возмущаются-то? По-моему два года за партой лучше четырех. Все равно учат фигне всякой, простите, когда нужна практика и опыт. Если это грамотно развернут, будет хороший приток молодых кадров
2023-12-01T11:14:10+05:00
дык в том и дело. Плюс предприятию, допустим, Росатому или Норникелю, нужны определенные кадры, а колледжи готовят не пойми кого. У меня дед токарь, пока еще работал, рассказывал, каких кадров к ним на завод присылали. Ни в зуб ногой, вообще. Его к станку подпускать было нельзя, еще на шпиндель намотается. Таких приходится полностью переучивать уже на производстве, если они вообще имеют желание. Двойные расходы и нерациональное расходование бюджета
2023-11-24T07:08:48+05:00
короче, после такого "офигенного" обучения про вуз можно забыть
2023-11-21T09:44:19+05:00
Это они вчерашних девятиклассников намерены 2 года учить? Вы видели девятиклассников хоть раз? Это стадо оболтусов и лоботрясов, еще дети. Их учить еще не переучить. А тут всего 2 года и на производство. Они вам там наработают...
2023-11-17T08:32:26+05:00
ага тут проскакивала где-то новость что систему СПО ждут серьезные изменения в будущем. Это и имелось в виду. Набирать только по целевому для предприятия быстренько их натаскать и за станки. Очень качественный подход, очень поднимет отечественную промышленность
Читайте также
Все статьи