В России не хватает рабочих рук, а промышленникам постоянно нужны квалифицированные кадры — эта проблема становится все острее с каждым годом. И вот для её решения на свет появилась новая форма обучения под названием профессионалитет. Что это такое и в чем замысел государства?
Смысл программы «Профессионалитет»
Федеральный проект «Профессионалитет» появился в 2022 году в качестве экспериментальной модели профессионального образования.
По сути в рамках профессионалитета предлагается новая модель СПО и частично высшего образования для выпускников 9 и 11 классов, которые поступают в колледж для освоения рабочих специальностей. В Постановлении Правительства РФ от 16 марта 2022 г. №387 сказано, что профессионалитет предназначен для «развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики».
Иными словами, смысл программы «Профессионалитет» заключается в подготовке конкретных кадров, в которых в данный момент нуждаются производственные предприятия. Студентов колледжей учат не абстрактным профессиям токаря или слесаря, а готовят под те задачи, которые решает предприятие.
По задумке Правительства профессионалитет в будущем должен стать особым видом СПО с гарантированным трудоустройством, чем и призван поднять престиж рабочих профессий, в особенности дефицитных и наиболее востребованных на рынке труда.
По этой причине решено сократить и сроки подготовки специалистов: в настоящий момент в колледжах после 9 класса учат 4 года, а после 11 класса — 3 года. Участникам проекта «Профессионалитет» предстоит учиться 2 года на рабочую профессию и 3 года на более технологичную.
При этом, повторимся, в 2024 году профессионалитет является экспериментальным форматом: участие в нем добровольно, а участвуют в нем далеко не все учреждения СПО.
Цель проекта | Задачи проекта |
Развитие образовательно-производственных кластеров | Интеграция образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики |
Подготовка кадров под конкретные задачи предприятий | Готовность выпускников к решению специфических производственных задач |
Сокращение сроков подготовки специалистов | Обучение на рабочую профессию за 2 года и на более технологичную за 3 года |
Повышение престижа рабочих профессий |
Гарантированное трудоустройство и акцент на дефицитных и востребованных специальностях |
Направления «Профессионалитета»
Замысел всей затеи в том, что участвовать в проекте могут не только колледжи, техникумы, готовящие рабочие кадры, или вузы, готовящие инженеров, но и ключевые игроки рынка. То есть промышленники. Развивать планируется определенные кластеры производства, поэтому в числе участников могут быть:
- Воркшопы (частные мастерские), чей профиль укладывается в рамки кластера. Например, металлообработка;
- Крупные работодатели (заводы, фабрики, производственные комбинаты). Они могут выбирать такой уровень участия, который считают нужным, например, выделить нужное количество вакантных мест и полностью оплатить обучение студентов в выбранном колледже, или создать собственную учебную базу и набрать состав преподавателей.
При этом на 2024 год правительство определило несколько производственных направлений для профессионалитета, которые более всего нуждаются в кадрах:
- Фармацевтика;
- Железнодорожный транспорт;
- Горнодобывающее производство;
- Нефтегазовая промышленность;
- Металлургия и металлообработка;
- Сельское хозяйство;
- Атомная промышленность;
- Машиностроение;
- Химическая промышленность;
- Легкая промышленность.
Кто может поучаствовать в профессионалитете
Согласно Постановлению, такая форма обучения предназначена в первую очередь для вчерашних девяти и одиннадцатиклассников, желающих получить рабочую специальность. Тем не менее, ею могут воспользоваться и абитуриенты некоторых вузов, которые готовят технические кадры.
Что касается преподавательского состава, то стать наставником в рамках профессионалитета могут:
- Преподаватели СПО и вузов;
- Мастера и технологи производства;
- Педагоги-воспитатели;
- Специалисты по менеджменту в сфере образования;
- Психологи.
При этом тем, кто претендует на позицию преподавателя, потребуется пройти свое дополнительное обучение в рамках проекта «Профессионалитет». На курсах повышения квалификации им предстоит изучить, в частности, методологию составления учебных планов под задачи экономики и рынков в условиях дефицита кадров.
Иными словами, модернизации подвергнется вся система профессионального образования рабочих кадров, включая и подходы к преподаванию.
Список колледжей и техникумов, где есть «Профессионалитет» по состоянию на 2024 год
- Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева;
- Корочанский сельскохозяйственный техникум;
- Первоуральский металлургический колледж;
- Каменск-Уральский политехнический колледж;
- Дальневосточный судостроительный колледж;
- Якутский сельскохозяйственный техникум;
- Анапский сельскохозяйственный техникум;
- Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова;
- Тулунский аграрный техникум;
- Пермский агропромышленный техникум;
- Кузнецкий индустриальный техникум;
- Челябинский механико-технологический техникум;
- Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова;
- Ульяновский авиационный колледж-Межрегиональный центр компетенций;
- Уфимский машиностроительный колледж;
- Сергиево-Посадский колледж;
- Озерский технический колледж;
- Уссурийский агропромышленный колледж;
- Поволжский государственный колледж;
- Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина;
- Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина;
- Щекинский политехнический колледж;
- Электромашиностроительный колледж;
- Подмосковный колледж «Энергия»;
- Череповецкий технологический колледж;
- Калужский технический колледж;
- Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского;
- Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий;
- Петрозаводский автотранспортный техникум;
- Курский монтажный техникум;
- Липецкий металлургический колледж;
- Ладожский многопрофильный техникум;
- Камчатский политехнический техникум;
- Елабужский политехнический колледж;
- Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре;
- Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
- Алтайская академия гостеприимства;
- Нижегородский автомеханический техникум;
- Энгельсский промышленно-экономический колледж;
- Орский технический техникум имени А.И. Стеценко;
- Томский аграрный колледж;
- Томский техникум железнодорожного транспорта;
- Тобольский медицинский колледж;
- Многопрофильный колледж Тюменского индустриального института;
- Кингисеппский колледж технологии и сервиса;
- Новотроицкий политехнический колледж;
- Волжский политехнический техникум;
- Рязанский колледж электроники;
- Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова;
- Горно-технологический техникум г. Ясного Оренбургской области;
- Северный колледж;
- Череповецкий химико-технологический колледж;
- Узловский машиностроительный колледж;
- Шуйский многопрофильный колледж.
Вузы, где введен профессионалитет на 2024 год
- Калининградский государственный технический университет;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова;
- Ставропольский государственный аграрный университет;
- Ростовский государственный университет путей сообщения;
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова;
- Волгоградский государственный аграрный университет;
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I в г. Ярославле;
- Уральский государственный университет путей сообщения г. Перми;
- Самарский государственный университет путей сообщения;
- Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина;
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения в г. Тынде;
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
- Пензенский государственный аграрный университет;
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
- Иркутский государственный университет путей сообщения;
- Омский государственный университет путей сообщения;
- Нижегородский государственный инженерно-экономический университет;
- Ивановский государственный политехнический университет.
Как поступить на «Профессионалитет»
Правила поступления на профессионалитет абсолютно идентичны тем, что существуют сейчас при приеме в колледж: приемная комиссия осуществляет набор на конкурсной основе и отдает приоритет тем кандидатам, у которых выше балл в аттестате по профильным предметам.
Сколько человек пойдет учиться по программе профессионалитета, зависит от количества выделенных мест. Как и для обычных бюджетных мест в колледжах, действует квота на целевое обучение.
Заменит ли профессионалитет традиционную систему СПО в колледжах?
За и против этого эксперимента уже высказалось немало экспертов в области образования. Ключевое возражение таково: сокращенная программа в 2—3 года не даст системной образования, и на выходе получатся специалисты с ограниченным кругозором и минимальными знаниями. Аргумент за сокращение срока учебы прост: в колледжах слишком много ненужных предметов, на которые студенты зачем-то тратят первый курс, хотя могли бы уже проходить свою первую производственную практику и присматривать место трудоустройства.
Кроме того, высказывались опасения, что профессионалитет закроет путь к высшему образованию для выпускников учреждений СПО. Хотя в сущности это то же среднее профессиональное, просто в другом формате. Легитимных препятствий дальнейшей «вышке» тут нет.
Так или иначе, профессионалитет — это пока эксперимент, а властям в течение ближайших лет предстоит оценить его результаты.